Правила

Денежная компенсация за задержку авиарейса

К сожалению, задержки авиарейсов являются частым явлением в работе воздушных перевозчиков. Практически каждый из часто летающих пассажиров сталкивался с задержками рейсов, произошедшим по тем или иным причинам. К счастью для пассажиров, сегодня в законодательстве многих стран (прежде всего России и Европы) предусмотрена ответственность авиакомпаний за любые задержки рейсов, даже не зависящих от самих перевозчиков. Кроме предоставления необходимого набора услуг (прохладительные напитки, питание, услуги связи, гостиница для ночлега) пассажир может рассчитывать также и на денежную компенсацию.
Документы для получения денежной компенсации

Для получения денежной компенсации за задержку авиарейса необходимо подать в авиакомпанию претензию, приложив к ней копии документов, подтверждающих право на компенсацию. К таким документам относятся: авиабилеты с отметками служб аэропорта о задержке рейса (или справки, заверенные представителями авиакомпании или аэропорта), кассовые чеки или квитанции, подтверждающие понесенные расходы, которые перевозчик обязан компенсировать.

При этом важно помнить, что ваши претензии к отечественной авиакомпании, задержавшей вылет на внутреннем рейсе, будет приниматься в соответствии с российским законодательством. То же самое касается заграничных перевозчиков, провинившихся на нашей территории. Если же авиакомпания отложила рейс за пределами нашей территории, разбирательства будут проходить по законам той страны, где произошла задержка, вне зависимости от того, зарубежная это авиакомпания или отечественная.
Компенсация за задержку авиарейсов в Европе

На территории стран Евросоюза взаимоотношения пассажира и перевозчика регулируются Положением № 261/2004 Европейского парламента и Совета ЕС. Согласно этому документу авиаперевозчик обязан выплатить компенсацию за задержку рейса. Размер компенсации зависит от расстояния отложенного перелета и времени задержки. Таким образом, выплата за двухчасовую задержку рейса, совершаемого в пределах одного континента, будет существенно отличаться от такой же задержки при трансконтинентальном перелете.
Компенсация за задержку авиарейсов в России

Если говорить о российском законодательстве, то, по статье 126 Воздушного Кодекса РФ, пассажир имеет право на предъявление претензии к авиакомпании в период, равный шести месяцам с момента прилета в пункт назначения. Претензионное заявление можно подать лично либо переслать заказным письмом и лучше с полной описью приложенных документов. Перевозчик обязан принять решение по вашему претензионному заявлению в течение 30 дней.

Копия претензии, а также доказательство её отправления лучше сохранить. Они вам пригодятся в случае подачи иска в суд. Необходимость в этом может возникнуть, если ваше обращение проигнорируют либо виновники откажутся компенсировать понесенные расходы. Пакет документов для подачи в суд должен включать в себя следующее: исковое заявление, копию проездного документа (билета) с отметкой о задержке вылета (отмене рейса), счета за проживание в гостинице, питание, телефонные переговоры и т.д., а также письменную претензию в адрес авиакомпании и ответ её представителей.
Задержки регулярных и чартерных рейсов

У многих возникает вопрос: есть ли разница в порядке защиты собственных прав при задержках на регулярных рейсах и чартерных? Прежде всего, давайте разберемся в терминологии.

Чартерные рейсы представляют собой рейсы, организация которых происходит на принципах чартерного договора между туроператором и перевозчиком. Чартерные рейсы, как правило, не имеют фиксированного графика вылетов (с точностью до 3-5 часов). Значительная часть туристических рейсов (большинство из них, конечно, «пляжные» вылеты) организуется чартерным способом. Авиабилет на чартерный рейс вы можете приобрести только у чартеровладельца (туроператора), в обычных авиакассах таких билетов нет в продаже. К тому же туроператор не заинтересован в реализации отдельного авиабилета. Ему рентабельнее продать вам комплексное туристическое путешествие (пусть даже и самое дешевое).

Регулярные рейсы – это рейсы, которые выполняются на круглогодичной основе по фиксированному графику. Осуществление международных рейсов также регламентируется межправительственными соглашениями. С утвержденными инструкциями по продаже и бронированию авиабилетов, а также оформлению отказа от полета вы всегда можете ознакомиться в любой авиакассе.

Авиабилет – это самостоятельный договор между пассажиром и авиаперевозчиком, согласно которому авиакомпания должна в определенное время доставить вас и ваши вещи в указанное место в целости и сохранности, а вы обязуетесь оплатить услуги авиаперевозчика.

На основании Воздушного и Гражданского Кодексов РФ всю ответственность за задержку или отмену рейса несет авиакомпания, независимо от того, чартерный рейс или регулярный. Соответственно, никакой разницы между видами рейсов не существует. Авиакомпания в любом случае при задержке рейса обязана предоставить пассажирам установленный законодательством набор услуг, а в отдельных случаях и выплатить денежную компенсацию.
Февраль 2011 г.

 

Положение№261/2004

Популярно: Ответственность авиакомпаний по нормам Евросоюза

Требования Европейского Союза к авиакомпаниям по выплате компенсаций и предоставлении дополнительных услуг пассажирам в случае отказа в посадке на борт самолета, а также отмены или задержки рейса, вступили в силу с 17 февраля 2005 года.

Данные требования введены в соответствии с Постановлением ЕС №261/2004 Европейского Парламента и Совета Европейского Союза от 11 февраля 2004 г. и применяются в отношении следующих пассажиров:

– любых авиакомпаний мира, вылетающих из аэропорта, находящегося на территории государства-члена ЕС,

– авиакомпаний государств-членов ЕС, вылетающих из аэропорта, расположенного на территории государства, не являющегося членом ЕС, в аэропорт, расположенный на территории государства-члена ЕС.

Авиакомпании обязаны предоставить пассажирам следующие компенсации и услуги:

 

При отказе в посадке на борт самолета.

1. Выплата компенсации (немедленно):

– 250 Евро – для полетов на расстояние не более 1500 км;

– 400 Евро – для полетов на расстояние более 1500 км внутри территории Евросоюза или на расстояние от 1500 до 3500 км;

– 600 Евро – для всех прочих полетов.

При этом, если пассажирам предложили другой рейс в пункт назначения или альтернативный рейс, прилетающий в пункт назначения не позже первоначального рейса пассажира, то авиакомпания выплачивает 50% от указанных выше сумм.

2. Возмещение стоимости билета или альтернативный рейс (на выбор пассажира):

– возврат стоимости всей перевозки (включая перемещение по интерлайнам и т.п.), выплаченное в течение 7 дней, а также обеспечение при первой возможности обратным рейсом в начальный пункт вылета;

– предложение альтернативного маршрута в пункт назначения при первой же возможности;

– предложение альтернативного маршрута в пункт назначения другим рейсом в зависимости от загруженности самолетов.

3. Дополнительные услуги:

– еда и напитки в достаточном количестве;

– бесплатные 2 телефонных звонка, телекс, факс, электронная почта;

– размещение в гостинице если вынужденная задержка составляет 1 и более ночей или если дополнительная задержка становится необходимой для пассажира;

– транспорт для перевозки пассажиров из аэропорта в гостиницу.

 

При отмене рейса.

1. Выплата компенсации:

Право на компенсацию возникает у пассажира, если авиакомпания не выполнит следующие условия:

– авиакомпания должна проинформировать пассажира об отмене рейса более, чем за 2 недели до даты вылета;

– в случае информирования пассажира об отмене рейса в период между от 14 до 7 дней до даты вылета авиакомпания должна предложить пассажиру другой рейс, предполагающий вылет не более чем за 2 часа до времени вылета, предусмотренного расписанием для отмененного рейса, и достижение пункта назначения менее, чем на 4 часа позже времени прилета отмененного рейса;

– в случае информирования пассажира об отмене рейса менее, чем за 7 дней до даты вылета авиакомпания должна предложить пассажиру другой рейс, предполагающий вылет не более чем за 1 час до времени вылета, предусмотренного расписанием для отмененного рейса, и достижение пункта назначения менее, чем на 2 часа позже времени прилета отмененного рейса.

При невыполнении данных условий пассажиру выплачивается компенсация:

– 250 Евро – для полетов на расстояние не более 1500 км;

– 400 Евро – для полетов на расстояние более 1500 км внутри территории Евросоюза или на расстояние от 1500 до 3500 км;

– 600 Евро – для всех прочих полетов.

При этом, если пассажирам предложили другой рейс в пункт назначения или альтернативный рейс, прилетающий в пункт назначения не позже первоначального рейса пассажира, то авиакомпания выплачивает 50% от указанных выше сумм.

2. Возмещение стоимости билета или альтернативный рейс (на выбор пассажира):

– возврат стоимости всей перевозки (включая перемещение по “интерлайн” и т.п.), выплаченное в течение 7 дней, а также обеспечение при первой возможности обратным рейсом в начальный пункт вылета;

– предложение альтернативного маршрута в пункт назначения при первой же возможности;

– предложение альтернативного маршрута в пункт назначения другим рейсом в зависимости от загруженности самолетов.

3. Дополнительные услуги:

– еда и напитки в достаточном количестве;

– бесплатные 2 телефонных звонка, телекс, факс, электронная почта;

– размещение в гостинице если вынужденная задержка составляет 1 и более ночей или если дополнительная задержка становится необходимой для пассажира;

– транспорт для перевозки пассажиров из аэропорта в гостиницу.

 

При задержке рейса.

1. Задержка на 2-4 часа:

Авиакомпания обеспечивает еду и напитки в достаточном количестве, а также бесплатные 2 телефонных звонка, телекс, факс, электронную почту, если задержка рейса составляет:

– на 2 и более часа для полетов на расстояние до 1500 км;

– на 3 и более часа для полетов на расстояние более 1500 км внутри территории Евросоюза или на расстояние от 1500 до 3500 км;

– на 4 и более часа для всех прочих полетов.

2. Задержка на 5 и более часов:

Авиакомпания предоставляет пассажиру на выбор денежную компенсацию или отправку альтернативным рейсом с соблюдением следующих условий:

– возврат стоимости всей перевозки (включая перемещение по “интерлайн” и т.п.), выплаченное в течение 7 дней;

– обеспечение при первой возможности обратным рейсом в начальный пункт вылета.

3. Задержка более, чем на 1 сутки:

Авиакомпания предоставляет пассажиру размещение в гостинице в случаях, когда вынужденная задержка составляет 1 и более ночей или когда дополнительная задержка становится необходимой для пассажира.

При этом пассажиру также предоставляется транспорт для перевозки из аэропорта в гостиницу.

 

Август 2008г.

 

Воздушный кодекс РФ

Популярно: Воздушный кодекс РФ

Воздушный кодекс Российской Федерации – основной нормативный документ, устанавливающий правила полетов самолетов гражданской авиации в небе России. Все российские авиакомпании обязаны соблюдать требования Воздушного кодекса РФ.

Воздушный кодекс РФ имеет следующее содержание:

– Государственное регулирование полетов (необходимые договоры, контролирующие органы, порядок осуществления полетов).
– Государственный контроль деятельности авиакомпаний (сертификация и лицензирование, права и ответственность государственных инспекторов).
– Требования к воздушным судам, аэродромам, авиационному персоналу и экипажам.
– Требования к авиакомпаниям (глава IX Воздушного кодекса РФ).
– Правила осуществления внутренних и международных полетов.
– Действия во внештатных ситуациях (поиск и спасение, расследование авиационных происшествий).
– Правила осуществления воздушных перевозок и авиационных работ (глава XV Воздушного кодекса РФ).
– Ответственность перевозчика (глава XVII Воздушного кодекса РФ).

Для пассажиров российских авиакомпаний наиболее интересны следующие разделы Воздушного кодекса РФ:

Глава IX Авиационные предприятия (авиакомпании):

Авиакомпания должна быть зарегистрированным юридическим лицом, иметь лицензии на право выполнения авиационных перевозок, оформлять авиабилеты и устанавливать тарифы в соответствии с законом. При этом размер тарифов (стоимости авиабилетов) авиакомпания определяет по своему усмотрению.

Глава XV Воздушные перевозки:

Авиакомпании должны соблюдать Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и требования к обслуживанию пассажиров. Авиакомпании обязаны оформить авиабилет и перевезти пассажира, а пассажир обязан заплатить за авиабилет и сверхнормативный багаж.

Пассажиры имеют ряд льгот, таких как:
– бесплатный провоз ребенка до 2 лет;
– бесплатный провоз багажа в пределах установленной нормы;
– бесплатное пользование комнатой матери и ребенка и бесплатное размещение в гостинице при задержке рейса по вине авиакомпании;
– другие установленные законом льготы.

Также глава устанавливает, что авиакомпания может отказать пассажиру в посадке на самолет, если пассажир:
– нарушает паспортное, таможенное, санитарное законодательство;
– отказывается оплатить сверхнормативный багаж или провоз ребенка;
– поведение или состояние здоровья пассажира создает угрозу окружающим;
– в багаже пассажира имеются запрещенные к перевозке предметы.

Пассажир может сам отказаться от перевозки, получив обратно стоимость билета: полностью – при отказе более, чем за 24 часа до вылета авиарейса, за вычетом не более 25% от стоимости билета – при отказе от полета менее, чем за сутки до вылета.

Глава XVII Ответственность перевозчика:

Перевозчик (авиакомпания) несет ответственность за:
– причинение вреда жизни и здоровью пассажира во время перевозки;
– утрату, недостачу или повреждение багажа;
– просрочку в доставке (т.е. задержку или отмену рейса).

С порядком, сроками  подачи исков и претензий и размером ответственности авиакомпаний Вы можете сами ознакомиться по разделам  Воздушного кодекса РФ.

Для соблюдения паспортно-визового режима ознакомьтесь с таблице безвизовых стран во вкладке “Вопросы/Ответы”-“Безвизовые страны” перед покупкой авиабилетов.